Березин выпускает во Франции премьеру по раннему рассказу Пелевина

Березин выпускает во Франции премьеру по раннему рассказу Пелевина

Сегодня, 4 февраля, в Нуази-ле-Гран (Франция) пройдёт премьера спектакля Василия Березина «Nike déesse» («Богиня Ника»).

Французская премьера Березина во многом становится продолжением той формы существования театра, которая отличала его российские спектакли: «партизанский» театр в необычных и даже «секретных» городских локациях, как правило, не только не предназначенных для спектаклей, но и не предполагающих такого использования. Чтобы увидеть «Богиню Нику», нужно следовать такой инструкции: «Доехать до станции Noisy-le-Grand, пройти торговый центр, выйти к парковке, подняться на третий уровень, найти 15 парковочное место».

Любопытно, что «автомобильная» локация места встречи с организаторами связана с самим материалом спектакля: в основе постановки — ранний рассказ Виктора Пелевина «Ника» (1992), который завершается смертью героини под колёсами машины. Напомним, «Ника» начинается с прямой цитаты из «Лёгкого дыхания» Бунина и упоминания имени этого автора («на моих коленях лежит тяжёлый, как силикатный кирпич, том Бунина»), а сам текст — в большой мере стилизация бунинского языка и вообще классической русской литературы. В рассказе два основных героя — рассказчик и Ника. Рассказ устроен так, что читатель убеждён: Ника — загадочная женщина, сожительница повествователя. Лишь в последнем предложении выясняется, что всё это время речь шла о кошке.

Для Березина принципиальной становится форма повествования-воспоминания, событий «до» наступивших потом «ковида, комы» и каких бы то ни было глобальных катастроф. Место действия создатели спектакля определяют как «квартиру с синим ковролином». О том, что увидят зрители, Березин в свойственной ему сюрреалистически-поэтической манере рассказывает так: «Красный слон висит в прихожей. Уши закладывает со свистом и, внимательно уставившись в созданную нами сцену, въезжаешь в стул. Чайник кипит и обугленная ложка помешивает сахар на этом самом дне воспоминаний. Съёжившийся зародыш переворачивается на изнанку тех событий, которые перелистывают упавшие листья. Чай обжигает губы».

Соавторами этого проекта «Бинарного Биотеатра» стали композитор Алина Петрова и два артиста — Ангелина Шеремета и Антон Забродин.

Источник: oteatre.info